История музея
Оформленного краеведческого движения в Сызрани до начала 1920-х годов не существовало. Однако время от времени печатались отдельные труды по геологии, почвоведению, истории, статистике.
Первая попытка по организации краеведческой работы и созданию музея местного края была предпринята городским отделом УОНО в 1919 г. Музей просуществовал до 1921 г., но из-за отсутствия квалифицированных специалистов никакая исследовательская и просветительская работа не проводилась. В том же году по распоряжению президиума УИК в переработку был отправлен сызранский земский архив, восстановленный после пожара 1906 г.

В 1920 г. в городе открывается педагогический техникум, а при нем сельскохозяйственный музей, созданный по инициативе местного агронома Ивана Федоровича Владимирова. Именно этот музей послужил в дальнейшем базой создания сызранского краеведческого музея.
Отправным моментом в деле зарождения и развития местного краеведения послужил 1922 г. Осенью этого года при УОНО для XI cъезда советов была организована сельскохозяйственная выставка по борьбе с засухой, инициатором, организатором и руководителем которой выступил заведующий Устатбюро Николай Викторович Гурьев. Активную помощь и поддержку в этой нелегкой работе ему оказывал зав. сельскохозяйственным музеем И. Ф. Владимиров.

И хотя выставка была небогатой, состоящей в основном из таблиц и диаграмм, выполненных Гурьевым, она явилась первым опытом совместной работы. Местная газета «Красный Октябрь» в номере 20 за 29 ноября 1922 г. так описывала выставку:
«Выставка проведена в доме зимнего театра. В фойе театра организована огромная ценная выставка, наглядно показывающая на основании стат. данных экономическое состояние нашего уезда, губернии, республики, всего мира. На выставке масса разных лозунгов, особенно интересны лозунги устат-бюро «Весом, мерою и числом познается мир», «Земледелец вырасти два колоса, там, где растет один, «Нет хлеба без науки, нет науки без хлеба». «В единении сила-сила в знании - знание в книге». Масса книг по всем вопросам земледелия, политэкономии, статистике, естествознанию развешено по стенам и подаются с красиво задекорированных книгами столиков. Обращают на себя работы Устатбюро - диаграммы по истории земледелия до и после войны и революции.
Выставка имеет огромную важность как ценный историко-научный материал. Делегаты с большим интересом останавливаются около диаграмм, книжных столиков и лозунгов и жадно читают все яркое со стен".

С весны 1923 г. в Сызрани и уезде начинается подготовка к проведению ВСЕРОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ. Организуется Выставочный Комитет во главе с Гурьевым, который предложил «обязать места доставлять экспонаты на Выставку в двойных экземплярах с тем, чтобы из вторых экземпляров и из того, что осталось от выставки 1922г. заложить фундамент Музея Местного Края». Это предложение было принято единогласно. Не останавливаясь на достигнутом и воспользовавшись полномочиями члена Комитета, Гурьев рассылает предписания о сдаче в будущий музей не только выставочных экспонатов, но и всего культурно и исторически ценного. В это же время все тот же Гурьев выносит на рассмотрение Выставочного Комитета предложение о реорганизации сельскохозяйственного музея И. Ф. Владимирова в сызранский Музей Местного Края. Это предложение так же было одобрено единогласно. Музей был организован летом (июль-август) 1923г. и передан в ведение УОНО. Располагался он в смежном с УИК здании Устатбюро по адресу: ул. Советская 75. Зав. музеем был назначен И. Ф. Владимиров.

Пропаганда и агитация «за спасение обломков культурно-исторических ценностей Края» велась через уездно - городскую статистическую агентуру по заданию Н. В. Гурьева. Никаких средств на эту работу из городского бюджета не выделялось.
Осенью 1923г. Сызранский УИК, учитывая успех первой с. х. выставки и полученный опыт работы на Всероссийской с. х. выставке решил организовать вторую сельскохозяйственную и промышленную выставку для XII Cызранского Уездно-Городского Съезда Советов. С этой целью президиум еще в начале октября отдал распоряжение всем своим отделам предоставлять зав. Устатбюро тов. Гурьеву материалы для выставки, поручив последнему организацию выставки, инструктаж и графическую обработку статистических материалов по сельскому хозяйству.
14 ноября 1923г. было собрано объединенное заседание всех зав. отделами УИК, зав. учреждениями, предприятиями, а также представителей крупнейших частных предприятий. Все участники этого заседания единогласно решили принять участие в выставке и здесь же было избрано Выставочное Бюро, в лице председателя УИК Агеева, зав. Устатбюро Гурьева, зав. Гостипографией Ксенева, зав. коммерческой частью Мельпрода Стерлядкина и зав. Музея Местного Края Владимирова, которому было поручено непосредственное заведование делами выставки, а Н. В. Гурьеву - общее руководство, инструктаж и оборудование выставки.

Выставка открылась 1 декабря 1923 года и прошла с большим успехом, имела широкий резонанс в городе и уезде. Этому обстоятельству способствовало обширное количество (по сравнению с первой выставкой) наглядного материала. Всего в выставке приняли участие 31 предприятие и учреждение Сызрани, предоставившие большое количество материалов.
Проведенное мероприятие позволило поставить музей на прочную основу. По словам Гурьева «с этого момента музей стал определенным фактором в условиях Сызранской действительности». После окончания выставки здание, в котором она располагалась-бывший дом купца Пережогина (ул. Советская, 91) было передано вместе со всеми экспонатами в ведение музея.

21 декабря 1923 г. Гурьев вносит на рассмотрение президиума УИК письменное представление по дальнейшей организации и работе музея (основное см. свое) Руководство музеем, по мнению Гурьева должно выглядеть следующим образом: «Заведывание Музеем Местного Края должно находиться в руках Музейного Комитета- органа выборного из представителей Уисполкома, Уездного Комитета РКП и главных экспонентов. Необходимость такого коллективного органа подсказывается невозможностью для настоящего момента подыскать настолько просвещенное лицо, свободное от другой работы, которое могло бы охватить все строительство музея по всем его отделам. С другой стороны, по крайней мере, для первоначального периода создания музея, коллективный орган будет органом, будирующим общественность, без которой вообще такое дело осуждено на провал».

Резюмируя свое представление, Гурьев пишет: «...это дело совершенно особого свойства, требующее живой творческой инициативы, и поэтому никакие остроумные положения и инструкции не в состоянии наперед обнять этого строительства».
1 января 1924г. в газете «Красный Октябрь» было опубликовано «Обращение ко всем гражданам г. Сызрани и Сызранского уезда», которое призывало принимать активное участие в создании музея и представлять в его распоряжение всевозможные источники, имеющие отношение к истории и культуре края: «Музей с благодарностью примет всякий дар, полезный при изучении родного края и занесет имя дарителя в летопись Музея, которая в то же время будет и летописью переживаемых событий, следовательно, всякий участник в создании Музея будет увековечен в потомстве».

4 января 1924 г. на заседании Сызранского Выставочного Бюро было переименовано в Музейный Комитет и вошло в актив музея.
И. Ф. Владимиров был назначен зав. музеем, Н. В. Гурьев - зав. историческим отделом.
Постепенно Гурьеву удается добиться выделения средств на содержание заведующего делами музея, архивариуса и сторожа.
И, хотя выделяемые суммы были весьма незначительны, они все же позволяли удовлетворять самые скромные нужды музея.

Параллельно с организацией музея при нем образуется архив (по постановлению Музейного Комитета от 4.01.1924г.) 30 января 1924 г. УИК письменно уведомляет об этом все свои отделы и предлагает озаботиться приведением в порядок дореволюционных и советских дел (с1917 по 1922 г.г.). В уведомлении есть такие строки: «Вообще президиум УИК приглашает все подведомственные ему органы принять активное и живое участие в работе по созданию Музея-этого памятника нашему поколению, который должен быть достойным памятником не кустарно, а серьезно - научно построенным».

26 февраля 1924 г. на заседании межведомственной комисси УИК было утверждено «Положение о центральном Уездно - Городском Архиве при Музее Местного Края», составленное на основе письменного представления Н. В. Гурьева. Основные пункты положения гласили:
«1. Центральный Уездно - Городской Сызранский Архив учреждается согласно постановления Комитета Музея Местного Края от 4-го января 1924г. в составе Исторического отдела Музея.
2. Целью учреждения Архива является создание постоянного хранилища источников истории Местного Края и создание источника изучения истории Местного Края во всех формах его жизни.
3. Являясь частью Исторического отдела Музея, объединяющего все вообще древности Края, архив включает в свой состав: дела и документы Государственных, Общественных, Партийных, Профессиональных, Хозяйственных и других учреждений, организаций и предприятий, книги, планы и вообще письменные и печатные источники Местного Края.
4. В непосредственные задачи Архива входят:
1) Хранение материалов, указанных в предшествующем пункте.
2) Систематизация материалов.
3) Изыскание их.
4) Предоставление
их для публичного пользования с научной целью и для Государственных потребностей в пределах в пределах Архива.
5) Опубликование исторических материалов во всеобщее пользование.
Первоначальная работа архива протекала в непростых условиях.
По словам Гурьева, «архивы сдавались учреждениями возами, корзинами, мешками, в разрозненно-хаотичном беспорядке».

Дальнейшая краеведческая работа осложнялась тем, что председателя УИК И.И. Агеева, оказывавшего всестороннюю помощь в деле создания музея и архива и принимавшего самое активное участие в работе Выставочного Комитета сменил на этом посту (председателя УИК) Г. Г. Нестеров, который как председатель Музейного Комитета полностью бездействовал. Вся работа целиком легла на плечи В. Н. Гурьева. Другим немаловажным фактом было и то, что постепенно спадал всеобщий энтузиазм от второй сельскохозяйственной выставки. Активная первоначальная помощь в деле собирания музейных экспонатов сменилась полным бездействием. На собирательско - исследовательскую работу нередко смотрели как на фантазерство и чудачество. Сызранская интеллигенция не откликнулась на призыв Гурьева принять посильное участие в деле изучения местного края, полностью проигнорировав все начинания в этой области. Он, в свою очередь обвинил местных интеллигентов в «не сменовеховстве», в нежелании сотрудничать с советской властью.

Несмотря на все эти трудности, работа музея и архива постепенно налаживалась: на протяжении всего 1924 г. накапливались музейные экспонаты, быстро рос и систематизировался архив, проводилась хронологическая и предметная систематизация музея.
В сентябре 1924 г. решением президиума УИК территория Сызранского Кремля вместе с находившимися на ней строениями передается музею.

В том же году издается работа В. Н. Гурьева «Чапанная война»
Большую помощь в накапливании и обработке музейных экспонатов и исторического материала оказывал музею сызранский краевед-любитель Н. О. Рыжков. Работая в УОНО, он инспектировал школы уезда и во всех своих многочисленных поездках собрал большое количество ценного музейного материала, кроме того, занимался исследовательской историко-краеведческой работой.
С конца 1924 г. Н. О. Рыжков и объединившиеся вокруг него краеведы-любители из числа местных педагогов начали усиленно настаивать на организации городского краеведческого общества.
Это обстоятельство побудило Н. В. Гурьева вплотную заняться этой проблемой. В газете «Красный Октябрь» в номере 71 за 3 февраля 1925 г. было публиковано «Обращение ко всем крестьянам, рабочим и трудовой интеллигенции» с призывом вступать в формируемое общество и заняться изучением родного края: «Нормальный устав общества предусматривает это изучение путем организации научных наблюдений, сбора коллекций, материалов экскурсий, лабораторий обсерваторий, опытных станций, музеев, выставок, устройства лекций, докладов, издания печатных трудов.
Представляется желательным, чтобы в число его членов вступали передовые крестьяне и рабочие, учителя и агрономы, статистики, врачи, ветеринары, специалисты садоводства, рыболовства, кустарных промыслов и т. д. Не только желательно, но и крайне необходимо участие представителей всех национальностей, обитающих в уезде.
Девиз общества - «мало любить свою страну, нужно ее знать»».

Сызранское Городское Общество Краеведения официально открылось 1-го марта 1925г. в количестве 61 члена. В его состав главным образом вошли статистики, городское учительство и «другие категории городской интеллигенции».
Общество Краеведения и общий отдел УИК заключили соглашение о правилах дальнейшей работы и деятельности Общества см у себя (стр. 8)
Дополнение к соглашению:
6.В случае прекращения действия настоящего соглашения, все собрания и материалы, скопленные трудами средствами Общество передает Общему Отделу УИК.
7. Общество принимает на себя, кроме того, добровольную охрану памятников старины и культуры в Сызранском Крае и будет доводить до сведения Общего Отдела обо всем, что угрожает этим памятникам на предмет принятия в отношении охраны их административных или судебных мер.

В соглашении так же оговаривалось предоставление музею «непожарного» здания.
Несколькими днями ранее - 23 февраля, на заседании межведомственной комиссии УИК при рассмотрении «Положения о Сызранском Уездно - Городском Музее Местного Края и Уездно-Городском Архиве было внесено предложение о целесообразности разделения Исторического отдела музея от архива (первонач. архив был создан при отделе) при оговорке, «что Музей и Архив в своей деятельности представляют собой единое целое и дополняют друг друга». 27 февраля архив и музей были официально разделены, архив преобразован в самостоятельное учреждение - Уездное Архивное Бюро, заведовать им назначил С. П. Маркушина (о нем см свое). Но располагались эти два учреждения пока в одном здании на разных этажах (в течение всего 1925 г. дважды меняли свой адрес, обосновавшись окончательно в двухэтажном каменном здании на ул. Советской, 26).

Весь 1925 г. отмечен активной краеведческой работой. В музей доставлялись из волостей различные экспонаты, изготавливались витрины для демонстраций предметов, систематизировался и изучался накопленный и вновь поступавший материал. Архив продолжал пополняться новыми документами, которые так же должным образом обрабатывались. Краеведческое общество проводило активную деятельность по сбору историко-краеведческого материала, по пропаганде краеведческих знаний в городе.

Из отчета о деятельности Общества в 1925-начале 1926 г.г.:
«Сызранское общество Краеведения было организовано в числе 61 члена. В его состав главным образом вошли статистики, городское учительство и другие категории городской интеллигенции. Специфический характер краеведческой работы, требующей от участников ряда условий: научной подготовки, кропотливой незаметной собирательской и исследовательской работы, не дающей быстрого эффекта, определенной привязанности к краеведческому делу, бескорыстности, затрачиваемой в большой сумме труда, общественности т. д.
Затем характер личного состава общества, состоявшего из ответственных работников, перегруженных работой, и то и дело отвлекаемых в командировки, учащихся, могущих работать только под чьим-либо руководством. Вот те причины, которые после первого года краеведческой общественной работы произвели выкристаллизование актива.

Пассив сложился и на 1.01.26 г. мы имели в составе общества 47 человек. Из опыта первого года работы следует, что нашему обществу отнюдь не следует делать ставку на количество, ибо один активный делал несравненно больше, чем все пассивные члены общества и числящиеся лишь на бумаге.
В 1926 г. наблюдается прилив в общество главным образом, со стороны учительства, которое при обществе организовало и активно работает секция школьного краеведения. К концу число членов было доведено до 75.
К 1-му декабря, после исключения членов, не подчинявшихся постановлению собрания и автоматически выбывших за невзнос платы согласно Устава, в составе Общества осталось 54 человека».

Таким образом, завершая описание начального периода становления сызранского краеведения можно сказать следующее:
За сравнительно короткий промежуток времени с 1922 по 1925 годы в Сызрани местными энтузиастами краеведами-любителями была проведена гигантская научно-собирательско-организаторская работа, результатами которой явилось основание и открытие таких важных для города учреждений, как музей местного края и архив, которые в полном смысле слова были созданы из ничего. Было организовано сызранское городское общество краеведения с довольно большим для того времени числом членов, участвующих в его работе. Огромная и неоценимая заслуга в этом принадлежит местному краеведу-любителю Н. В. Гурьеву, именно он явился создателем и основателем музея и архива, служащих уже многие годы базой для краеведов. С его легкой руки в Сызрани зародилось и стало активно развиваться краеведческое движение. О своей работе Гурьев писал так: «Никогда не следует забывать, что Сызрань стоит на перекрестке великих путей от Балтийского моря до Тихого океана, от верховьев Волги до Каспия. В таких условиях - почва для Музея в высшей степени благоприятна и роль его может быть огромна не только для будущего Сызранского района, но и для характеристики всего Поволжья».

Летом 1926г. музею было выделено 200 рублей на ремонт здания. Были проведены следующие немаловажные работы: перекрыта железная крыша, побелены стены и потолки, исправлены и застеклены оконные рамы, переложены печи.
В течение всего года изготовлялись витрины для различных отделов музея, всего было изготовлено около 20 больших витрин, ткацкий станок (кустарный), и множество другого мелкого оборудования.
В 1926 г. в музее существовали следующие отделы и секции:
1. Отдел палеонтологии.
2. Нумизматический кабинет.
3. Исторический отдел.
4. Естественно - исторический отдел с секциями:
а) сельско - хозяйственной;
б) садоводства и огородничества;
в) лесоводства;
г) охоты и рыболовства;
5. Промышленный отдел.
6. Кустарный отдел.
7. Отдел революции.
8. Библиотека.

Штат музея состоял из: хранителя А. М. Губина, помощника хранителя А. И. Кондакова, уборщицы А. З. Бородиной. Но фактически музеем руководило правление и члены Общества Краеведения: Председатель-Гурьев Н. В., зам. председателя - Е. В. Данилевский (зав. нумизматическим кабинетом), секретарь- М. К. Ляубе, казначей - С. П. Маркушин.
Члены Общества: М. М. Горбунов (зав. естественноисторическим отделом), Е. Ашанин (зав. промышленным отделом), И. И. Смирнов (председатель секции школьного краеведения). Л. Н. Предтеченский (зав. историческим отделом).

О сотрудниках музея Гурьев писал следующее:
«Нужно прямо сказать, что административно- технический состав, обслуживающий Музей слаб и без руководства и указок работать не может. О научной работе его не может быть и речи, ибо для этого нет надлежащей научной подготовки.....На наличных сотрудников Правление Общества Краеведения смотрит, как на технических работников и с этой стороны они удовлетворяют своему назначению успешно обрабатывая материал собственными силами....Разумеется, если бы удалось изыскать приличное вознаграждение, Правление не замедлило бы поставить во главе Музея научного работника с высшим образованием и надлежащей квалификацией».
В ноябре на место уволившегося М. А. Губина, на должность хранителя музея была принята В. Н. Кулакова - выпускница естественного отделения Саратовского Университета. Н. В. Гурьеву удалось «выбить» на ее содержание 150 рублей в месяц.

В 1926г. была проведена каталогизация музейных предметов.
Документы тех лет содержат запись такого содержания: «Каталогизация отстает от поступления новых материалов. За недостатком постоянных музейных сотрудников, это дело представляется наиболее трудным».

К концу этого же года все музейные коллекции распределялись в следующем составе (по годовому отчету за 1926г.):
«1. Отдел Палеонтологии - в котором собраны экспонаты по доисторическому прошлому Сызранского края: белемниты, фузулины, аммониты, ауцеллы, окаменелости рыб, морской еж, кости и зубы мамонта, носорога, тура, ихтиозавра; орудия каменного века и т. п., всего 69 предметов, и около 3-х пудов необработанного материала.
2. Нумизматический Кабинет и филателия расположен в 2-х комнатах. Всего имеется 1768 предметов, не считая не разобранного материала.
3. Исторический Отдел. (здесь собраны предметы культа) причем выставлены наиболее редкие (одежды нацменьшинств, картины, оружие, карто - графический материал, предметы быта, бронза, мрамор и проч., всего 252 предмета.
4. Отдел Естественно- Исторический....с подбором соответствующих, натуральных и картографических материалов. Всего 370 экспонатов, а вместе с содержимым коллекций- 1592 предмета.
5. Промышленный Отдел. Экспонаты и модели крупной местной промышленности и полезных ископаемых. Всего 80 экспонатов и 164 номера минеральных коллекций.
6. Кустарный Отдел. Подобраны образцы местных кустарных промыслов, орудий кустарного производства, картографический материал, всего более 70 экспонатов.
7. Отдел революции. Собраны революционная литература, пресса, документы, фотографии, цепи, и т. п. Отдел новый, почему точного подсчета предметов не произведено, приблизительно значится до 500 экз.
8. Библиотека. Всего 2912 томов, разбита по отделам, из которых особое место занимает краеведческий Отдел (356 названий)».

Основными целями и задачами научно- исследовательской деятельности музея на 1926г. были определены: разработка и классификация революционного материала, сбор записей по фольклору, метеорологические наблюдения в районе г.Сызрани, ведение гражданской летописи, выявление полезных ископаемых, отбирания гербария местной флоры и сельхоз. культур, фиксация фотоснимками наводнения в г. Сызрани, собирание предметов быта и ремесел.

Большая доля работы в этой области легла на плечи членов Общества Краеведения, из-за отсутствия в музее нужного количества квалифицированных специалистов (Гурьев считал, что музею необходимо иметь, по меньшей мере, 2-х квалифицированных сотрудников).
Собирательская работа музея велась тремя путями:
1. Путем непосредственного собирания материалов краеведами.
2. Путем отбора некоторых экспонатов не предприятиях УИК; по докладам Общества Краеведения на основании декрета СНК и ВЦИК от 7.01.1924г. и ст. 102 УК (изъятие).
3. В порядке пожертвования.

Культурно-просветительская деятельность музея выражалась в форме дачи объяснений у экспонатов группам и единичным посетителям, а также в проведении экскурсий.
Состав экскурсий главным образом преобладал из учащихся школ города и в меньшей степени из уезда. Главными темами экскурсий были: «Доисторическое и историческое прошлое местного края», «Почвоведение», «Наше земледелие», «Скотоводство», «Лес», «Промышленность и промыслы».

Взимание платы было организовано следующим образом: Экскурсии пионеров и безработных бесплатно, члены профсоюза и крестьяне- 15 копеек, одиночное посещение учащимися- 10 копеек, для прочих- 25 копеек.
Экскурсий за год было всего 6, целью их «служило собирание коллекций и экспонатов по Отделу сельского хозяйства, образцы изделий местных кустарей и ремесленников, обследование полезно ископаемых».

Деятельность Общества Краеведения теснейше переплеталась с деятельностью музея. Краеведы бескорыстно отдавали музею свой труд музею, работали в дни своих отпусков и выходных дней. Устраивали воскресники и вечерники по оборудованию музея и обработке экспонатов, обслуживали музей в порядке дежурств, в дни открытия музея для публики.
Исследовательская и просветительская деятельность Общества в 1926г. сводилась к следующему: был произведен ряд статистических разработок, собирались воспоминания революционных событиях в Сызрани и уезде в 1905, 1917 г.г., исследовались церковные летописи церквей города и уезда, исполнялись многочисленные диаграммы, картограммы и стереограммы (сельское хозяйство, кустарные промыслы, местная промышленность, полезные ископаемые, климатические условия).

Краеведы выполняли многочисленные справки, давали всевозможные консультации по самым разносторонним вопросам местного хозяйства и исторического краеведения.
Несмотря на то, что, по словам краеведов, деятельность Общества была направлена «не столько на исследование, сколько на собирание источников, их систематику и первичную обработку», к концу года имелось до 25 разработанных тем, готовых, но не изданных из-за отсутствия у Общества и музея финансов.

Средства Общества и музея складывались, во-первых, из ассигнований уездного бюджета, во-вторых, из оплаты за вход и членских взносов. Сумма бюджетных сумм была такова: на 1925-26 г.г.-2835рублей, на 1926-27 г.г. - 4726 рублей.
За год Обществом было проведено 3 рабочих собрания, на которых выслушивались и обсуждались доклады по различным краеведческим темам. Установлена тесная связь с Обществом изучения Ульяновского края, с которым поддерживался обмен материалами и экспонатами.

Следует отметить и то, что кроме основной краеведческой работы, весь 1926 и большая часть 1927 г.г. прошли в активной подготовке к празднованию 10-ти летнего юбилея октябрьской революции.
Юбилейная выставка открылась 6 ноября и работала до 20 ноября 1927 г. По музейным документам ее посетили в общей сложности 53.311 человек при плотности населения в городе 50.893 человека (много посетителей приезжало из уезда).
В тех же документах значится, что не обошлось без хищений экспонатов. Были украдены старинный пистолет, 3 книги, шпага, фотографии. Но в то же время отмечен и положительный момент - пожертвования от посетителей выставки, как-то старинные луковые часы, зуб мамонта, книги и брошюры, фотографии (дар Сызранского фотографа Трояна), старинные монеты, а также выставки государственных предприятий города.

Из отчета о проведенной выставке: «Необычайная посещаемость Музея и тот огромный интерес, в котором он наблюдался, показывают даже для тех, кто не понимал или недоучитывал значение Музея, каким важным культурно- просветительным и научным институтом и хранилищем он является».
Кроме того, то внимание, каким он был окружен, показывают, что этот местный просветительный центр доступен и интересен, как малышу, так и старику, как высоко - образованному интеллигенту, так и малограмотному или вовсе безграмотному человеку».
Многие посетители музея и выставки оставили свои благоприятные отклики:
«Музей Сызранского края заслуживает уважение и внимание не только как хранилище некоторых предметов исторической эпохи, но и как отражающее политическое движение вперед экономической и политической жизни уезда. Здесь все последовательно, все классифицировано. Этот Музей смело можно было бы признать Народным Университетом».
«Выставка заслуживает вполне большое внимание среди граждан Сызрани уезда и приезжих из разных мест своим большим вниманием на художественную и революционную выставку и сколько я прошел музеев нигде так не давал внимания как в городе Сызрани один из наилучших Музеев по уездам Московской, Рязанской и Тамбовской губ.».
«Осмотрев Сызранский Музей приносим искреннюю благодарность главному руководителю и основателю его т. Гурьеву Николаю Викторовичу и его сотрудникам».
«Мы твердо уверены в том, что наш Музей будет расширяться под умелым руководством таких людей, искренне любящих свое дело и память о них как основателях будет лучшим памятником в Музее. 8.11-27 г.».
На таких бодрых «аккордах» заканчивался 1927 г. Казалось, что все основные сложности и неурядицы были устранены, что музей и далее будет расти, и развиваться такими же темпами....
На этом заканчивается второй условный этап истории городского музея краеведения, этапа очень короткого (1925-1927г.г.), но весьма плодотворного для местных краеведов. В эти годы окончательно сформировались и окрепли музей и краеведческое общество.

В здании музея был сделан ремонт, оформлены экспозиционные площади, изготовлены демонстрационные витрины. Налажена экскурсионная (в т. ч. по городу) разъяснительная работа. Организован инвентарный учет экспонатов, продолжена обработка новых поступлений. Членами краеведческого общества проведены многочисленные научные исследования по истории, промышленности, сельскому хозяйству. К печати были подготовлены 25 разнообразных тем (не опубликованы из-за отсутствия средств).

В 1926 г. Сызранским УОНО опубликована работа Н. И. Рыжкова «География Сызранского уезда» (см).
Вообще же, эти 3 года отмечены наивысшим подъемом уже организованного и оформившегося городского краеведческого движения. Приобретением наиболее ценных музейных экспонатов (в т. ч. орловская коллекция картин). На эти годы приходится пик деятельности городского краеведческого движения, наиболее продуктивная его деятельность.

1928 год начался со все нарастающих проблем. Из письменного обращения Н. В. Гурьева в Сызранский окружной отдел народного образования (ОКРОНО):
«С начала 1928 г. работа Общества и Музея совершенно замерла и в данный момент они поставлены перед альтернативой или полной ликвидации, или оживления их деятельности. Выбор целиком и полностью зависит от ОКРОНО.
К такому положению привели ряд причин, из них основные заключаются не только в невнимательном, но и прямо в наплевательском отношении к работе Музея и Общества, проистекающем, в свою очередь от непонимания или неправильного понимания их значения. Обычно Музей понимается только как хранилище редкостей, но не понимается главного-это его роли научно-исследовательского института по познанию местного края, популяризующего эти знания и несущего их в рабоче-крестьянскую массу через экспозицию результатов своей исследовательской работы».

Далее озвучивались старые и новые проблемы: частая неоправданная смена заведующих, их крайне низкая зарплата, хроническая недостаточность научных сотрудников, отсутствие денег на отопление, и, как следствие невозможность работать зимой. Новая проблема - резкое, вплоть до нуля падение деятельности краеведческого общества.
Все проблемы, которые накапливались год от года, лавиной обрушились на музей в 1928 году. Гурьев, в который уже не раз обращался к начальству с просьбой разрешить все накопившееся вопросы. Указывает на необходимость продолжения краеведческой работы в городе, дальнейшего строительства и развития музея.

В 1980-1990-е годы музей расширил экспозиционные площади, получив помещение филиалов: городской Выставочный зал и Спасская башня кремля. Основное здание его закрыто на ремонт и реконструкцию, после которого музей получит оба этажа здания, небольшой коллектив сотрудников во главе с директором Тайдаковой Людмилой Алексеевной работал над концепцией будущего музея.
Сделать его интересным позволят богатые в историческом плане музейные фонды. В настоящее время они насчитывают около 24 тысяч музейных предметов основного фонда и около 4 тысяч - научно-вспомогательного.
Здесь значительный этнографический материал, более 1200 предметов, более 15 тысяч документально-фотографических и письменных источников о Сызрани и о людях - активных участниках исторических событий, большая нумизматическая коллекция, насчитывающая 4000 монет, начиная с древних монет Золотоордынского периода и кончая коллекцией юбилейных монет из драгметаллов, выпущенной к 1000-летию Крещения Руси.

По-прежнему большую ценность музейных фондов составляют художественные произведения разных эпох. Летом тревожного 1918 года создалась угроза гибели богатого Усольского поместья. Спасением исторических и культурных ценностей его занималось Самарское археологическое общество, председатель которого А.Г. Елшин обратился за содействием в штаб Народной Армии. Богатейшая Усольская коллекция была разрознена. Многое просто пропало. Часть ее: картины, мебель, оружие - попали в Самарский краеведческий музей, есть предметы из Усольского поместья и в Ульяновском (Симбирском) музее. Чуть позже мебель, живописные полотна и часть оставшейся коллекции оружия из Усолья на барже было вывезено в Сызрань. Наиболее интересной до сих пор остается именно Сызранская часть коллекции. И в ней - замечательная портретная галерея членов семьи Орловых-Давыдовых и их ближайших родственников.
Здесь много портретов, скопированных для многочисленных усадеб этой богатой семьи, есть подлинные шедевры известных мастеров.
Замечательным фактом является то, что краеведческий музей г.Сызрани имеет портреты всех пяти знаменитых братьев Орловых. Среди них есть подлинные произведения, местонахождение которых до сего времени считалось неизвестным: это портрет Федора Григорьевича Орлова, написанный художником К.Л. Христинеком в 1768 году.

Такой же интерес представляют парные портреты Григория Григорьевича и Алексея Григорьевича Орловых с миниатюры датского художника Эриксена Вигилиуса, написанные в «карусельных» (маскарадных) костюмах.

Уникален портрет любимого внука младшего из братьев Владимира Григорьевича - Владимира Петровича Орлова-Давыдова, сибарита и англомана, известного в обществе своей дружбой с Вальтером Скоттом. Портрет написан в 1867 году, вероятно в Париже, известным на западе венгерским художником Леопольдом Хоровичем, изображает зрелого, в возрасте около 60 лет, барина в богатой шубе.

Среди портретов, заказывавшихся в основном художникам-иностранцам, выделяется превосходный портрет Владимира Владимировича Орлова-Давыдова (сына Владимира Петровича) тем, что написан он русским художником Тюриным в 1875 году.

Замечательны женские портреты. Самый поэтический из них - портрет Ольги Ивановны Барятинской, жены Владимира Петровича, изображает молодую 14-15 летнюю девушку, одетую по моде 20-х годов XIX века.

Есть в Сызранской коллекции портрет сестры Ольги Ивановны - Марии Ивановны, в замужестве Кочубей. Этот портрет написан знаменитой английской художницей Кристиной Робертсон, работавшей в России с 1840 года.

Не менее интересны и другие портреты, а также пейзаж их подмосковного имения и картины, привезенные ими из заграничных путешествий.

Музей располагает произведениями из мрамора, бронзового и чугунного литья, фарфора и керамики, картинами современных местных художников. Есть также небольшая коллекция иконописных произведений, выполненных местными мастерами. Была известна в Сызрани старообрядческая иконописная мастерская Александра Архиповича Бочкарева (1867-1935), организованная им в конце Х!Х века на Канатной улице (Чапаева). На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году за свое мастерство А.А. Бочкарев был награжден Почетной грамотой. С 1930 года он вместе с сыном Николаем Александровичем 4 года провел в ссылке на Севере, где подорвал здоровье и по возвращению умер.

Замечательно искусство резьбы по дереву. Наивысшим шедевром является деревянная резная икона «Тайная вечеря» и, как продолжение традиции старых мастеров, произведение резчика из с. Кузоватово С.М. Сорокина.

В ближайшее время займут свое историческое место у воротной башни Сызранского кремля две большие чугунные пушки, присланные в Сызрань во времена правления Екатерины II для защиты от восставших крестьян под руководством Пугачева.

Разнообразны формы музейной научно-просветительной работы. И сотрудники музея постоянно ищут новые, способные зажечь в душах людей интерес к своим историческим корням, связать культурные и деловые традиции с практикой современной жизни, чтобы сделать ее более содержательной и достойной.

Так в 1999 году к юбилейным дням гордости российской культуры - А.С. Пушкина - коллектив музея разработал проект большой интересной акции «Времен связующая нить».

Это был яркий праздник, привлекающий внимание сограждан к изучению историко-культурного наследия края, направленный, в частности, на исследование и предъявление ремесел и промыслов г. Сызрани для возрождения их на новом современном уровне.

Сотрудники современного Сызранского музея смотрят с оптимизмом на его дальнейшую судьбу, пытаясь не отставать от быстро меняющегося времени.

В настоящее время концепция Сызранского краеведческого музея находится в стадии разработки, вызвано это в первую очередь открытием новых сфер деятельности музеев в современном обществе. Кроме того, в данный период времени основное здание находится на реконструкции, по окончании которой произойдет значительное расширение площади музея и, соответственно, изменение его экспозиции.

Во все времена коллектив краеведческого музея придавал особую важность научно-исследовательской работе, для которой в городе Сызрани, старинном поволжском центре промышленности и торговли, со своеобразным укладом жизни, культуры, имеется богатая основа. Приоритетным направлением деятельности является и популяризация историко-краеведческих знаний (публикации, теле- и радиопередачи, массовые тематические мероприятия). На период реконструкции основного здания музея по переулку Достоевского, 34 , все экспонаты в полном объеме перемещены в филиал музея - городской Выставочный зал, что располагается в замечательном памятнике деревянного зодчества начала ХХ века, доме сызранского Городского Головы Мартиньяна Чернухина.
Экспозиционная площадь музея в 1997/98 годах составляла 386 кв. метров.

Безопасность собрания обеспечивается строгим соблюдением специальных условий хранения, как-то: металлические сейфы для драгоценностей, наград, оружия, комнаты-сейфы для хранения ценных произведений искусства: икон, живописи, скульптуры. В вечерние часы, а также в выходные наблюдение за зданием и хранилищами ведет государственная вневедомственная охрана.
В организации фондовой работы сотрудникам музея оказывает помощь компьютерная программа по описанию и учету экспонатов КАМИС, что была введена в действие в 1997 году. Подобной системой оснащены и другие крупные музеи Самарской области, что в перспективе предполагает интенсивный обмен информацией о состоянии фондов, выставочной деятельности.
Экономическую основу деятельности музея представляет бюджетное финансирование. На развитие музея направляются и средства, полученные от продажи картин местных современных художников и изделий декоративно-прикладного искусства.
Фондовая и экспозиционная работа в музее
Первые экспонаты поступили в музей в начале 1920-х годов.
В 1997 году основной фонд музея составил 23374 единиц хранения,
в 1998 -м - 23 411 ед. хранения;
в 1997 году вспомогательный фонд составил - 3663 единиц,
в 1998 - 3906 единиц.

В постоянной экспозиции представлены 236 единиц хранения основного фонда; на временных выставках за период 1997/98 г.г. экспонировались в музее 860 единиц хранения ; вне музея - 75 единиц хранения.
Одним из направлений фондовой работы является забота о сохранности памятников истории и искусства, что хранятся в музее. Так в 1997 году специалисты реставрационного центра «Музеум-Дизайн» /г.Москва/ отреставрировали 16 предметов музейной коллекции: живописные работы, иконы, оружие; в 1998 году музейные реставраторы вернули первоначальный вид 40 экспонатам, это предметы интерьера: мебель, часы, а также написанные маслом на металлических щитах геральдические знаки российских и иностранных фамилий.

Новые выставки в музее
В 1998 году коллективом музея подготовлены на основе собственной коллекции 10 выставок по следующим темам:
1. Быт, традиции и культура народов Поволжья /Этнографическая коллекция музея: национальная одежда, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта/
2. Старинное оружие и средства обороны /XIX- начало XXв.в./
3. Старинная и редкая книга /Посвящена Дню славянской письменности, отмечаемому ежегодно 24 мая/
4. Геральдические знаки: от рыцарства до наших дней/О смысле и значении геральдики/
5. «Мир русской усадьбы» на основе коллекции художественных произведений и предметов быта семьи графов Орловых-Давыдовых
6. Монеты России XYIII-XIX веков
7. Произведения русских и зарубежных художников XIX века в собрании музея /Шишкин И.И., Маковский В.Е., Саврасов А.К., Бялыницкий - Бируля В.К., Саксен К. и другие/
8. Сызранцы в годы Великой Отечественной войны
9. История края в начале века двадцатого /О социально-политической истории и участии сызранцев в революционных событиях и Гражданской войне/

Вне музея были организованы: выставка изделий современных мастеров живописи (в санатории «Волжский Утес») и декоративно-прикладного искусства (в Доме культуры «Авангард»), развернута экспозиция
«Сызранцы - Герои России» в музее Сызранского высшего военного училища летчиков.

Действующая в музее постоянная экспозиция создана в 1995 году.

Участие музея в жизни региона
По динамике посещаемости музея имеются следующие данные: за 1995 год- 10 018 человек, 1997 - 21 998, 1998 - 25 877 посетителей.
Музей открыт для сотрудничества с любыми организациями. Так, в 1998 году в содружестве с администрацией Сызранского высшего педагогического колледжа появился спецкурс (комплекс лекций, семинаров, практических занятий) «Музейное дело», в рамках которого студенты четвертого курса - будущие филологи активно осваивают историческое краеведение, узнают о специфике музейной работы, что пригодится в работе в школе. (Группа по 25-30 студентов ежегодно).

Накануне 150 - летнего юбилея Самарской губернии, музей активно разрабатывает документальные материалы, пишет сценарии для съемок тематических телефильмов, организуемых государственной телерадиокомпанией «Самара». При участии музея выпущены в 1998 году фильмы о начальной истории Сызрани, фильм «На рубеже веков» о социально-экономическом развитии города к началу ХХ столетия, о народном образовании в Сызранском уезде, об истории Сызранского театра драмы им. А.Толстого, о деятельности наших выдающихся земляков: поэта и государственного деятеля Ивана Ивановича Дмитриева, о сызранском Городском Голове Мартиньяне Васильевиче Чернухине, семье известного в начале века в городе общественного деятеля, статского советника Евгения Михайловича Синявского.
Научные сотрудники музея являются постоянными помощниками, консультантами школьников-участников Краеведческих чтений им. П.В.Алабина, ежегодного областного форума юных исследователей-краеведов.

Работы сызранских юных краеведов, такие как «Реализация столыпинской реформы на примере сел Сызранского уезда», «М.В. Чернухин и его роль в развитии города Сызрани» были высоко оценены членами жюри, в этом сотрудники музея видят и свою заслугу.
Краеведческий музей - постоянный участник праздничных городских мероприятий.
Работа с отдельными категориями посетителей.

Особое внимание уделяет коллектив работе с жителями сел, практикуется подготовка материалов или мини-выставок по заявкам школ, отдельных педагогов. Частыми гостями в музее стали учащиеся школ сел Печерск, Новоспаское, Ст.Рачейка, Троицкое, Балашейка.
Шефскую помощь музей оказывает детям-сиротам и детям из малообеспеченных семей, сотрудничая с коллективами Дома ребенка, школ-интернатов. Сотрудники музея безвозмездно проводят тематические занятия, беседы, лекции; экскурсии по городу, по экспозиции, являются гостями на массовых мероприятия в этих коллективах.

Шефские занятия (экскурсии по историческим местам, рассказы по истории города, уникальной красоте деревянного зодчества) организуются и для лиц пенсионного возраста через службу Управления социальной защиты населения.
Идет методическая работа над программой «Дети, которым мы нужны» о помощи детям-инвалидам в изучении истории, культуры Отечества по подлинным памятникам истории и искусства, что хранятся в музее.

Нетрадиционные формы музейной работы
Коллектив музея разрабатывает интересный проект массовой культурной акции городского значения, что рассматривает тему преемственности в развитии культуры и экономики города от века семнадцатого до наших дней, и в то же время должен активно стимулировать развитие личной инициативы горожан в разных сферах городской жизни. Предполагается организовать праздник-акцию в историческом центре города, показать чем был богат город в прошлом, применив «язык» музейных экспонатов, пробудить интерес к изучению истории своего края; современные предприниматели, творческие коллективы, дизайнеры продемонстрируют горожанам свои достижения и искусство. В рамках праздника организаторы проводят для всех желающих конкурсы проектов «Город будущего», «Музей будущего», принимают к рассмотрению и возможной реализации предложения по развитию различных сфер городской жизни. Музейная акция будет названа «Времен связующая нить».
Работая над реализацией программы «Музей и дети», научные сотрудники подготовили цикл интерактивных проектов для развития познавательной активности, творческого воображения детей 8-11 лет: «Мир русской усадьбы», «В гостях у Мастера», «Истории старой Сызрани», «Быт, традиции и культура народов Поволжья», «Раз в крещенский вечерок», «Про часы и о часах».
Коллектив музея стремиться к посильному участию в решении проблем социальной, культурной жизни. В последнее время большое число наших посетителей стали участниками необычных выставок, построенных на приемах интерактивности, например «Я и другой», «Возможно быть другим» (Детский Открытый музей, г. Москва) о проблемах адаптации детей подросткового возраста в окружающем мире, роли стереотипов, штампов, умении представить и защитить свою точку зрения; проект музея из Тольятти «Наедине с собой» вводит зрителя в мир наркомана, описывает причины и последствия употребления наркотиков.

Большое внимание музей уделяет семейному досугу. В настоящее время сотрудники работают над программой «В музей всей семьей».
Ведется активная работа по проекту создания Академии Детского Творчества. Это совместный проект Педагогического колледжа и музея, направленный на развитие творческого потенциала подрастающего поколения, возрождение традиционных для нашего города промыслов: иконопись, гончарное дело, ковроткачество.

Связь музея с общественностью
В своей деятельности коллектив музея встречает поддержку администрации города, Управления культуры, информации и рекламы, круг постоянных партнеров, единомышленников музея в лице отдельных граждан и организаций дополняют коллективы гимназии № 1, лицея № 1, Высшего педагогического колледжа, колледжа искусств, студии детского творчества «Жар-птица», а также коллег из музеев Самары, Тольятти, Энгельса, Димитровграда (объединенных в Содружество муниципальных музеев городов Поволжья). Для школьников и студентов коллективом разработаны комплексы лекций по истории города и края, истории искусств, тематических познавательных занятий в музейном классе, расширяющих рамки школьных программ.
Все местные периодические издания (газеты «Волжские вести», «Творческая палитра», «Гильдия», «ТВ-Пресс») проявляют постоянный интерес к деятельности музея. На местном телеканале «КТВ-ЛУЧ» существует еженедельный тележурнал «Творческая палитра», рассказывающий о культурной и художественной жизни в городе, одна из его страниц посвящена истории города и готовится совместно журналистами и научными сотрудниками музея по материалам музейных фондов.
Постоянно при выставочном зале музея действует Художественный совет, он ведет широкую общественную работу по пропаганде культуры и искусства: организует встречи в творческими коллективами, художниками, проводит ставшие традиционными художественные выставки, приуроченные ко Дню города.

Научно-исследовательская работа в период 1997/98 г.г. организована по следующим направлениям
· История сызранского купечества (открыты архивные материалы по купеческим династиям Чернухиных, Стерлядкиных, Пережогиных)
· История и культура православия: Сызранский девичий Сретенский монастырь, описание жизни и деятельности настоятелей мужского Вознесенского и женского Сретенского монастырей.
· Народное образование в городе Сызрани и уезде
· Благотворительные организации и учреждения

Результаты научных изысканий обсуждает коллектив на методическом совете, документальные материалы публикуются и становятся общедоступными.
Коллектив организует, если позволяют материальные возможности, экспедиции по окрестностям и в сельские районы для поиска новых экспонатов (села Заборовка, Ст. Рачейка, шахта «Кашпирская»), ведет записи воспоминаний земляков.

Систематизация и научное описание фондов
Фондовое собрание краеведческого музея превышает двадцать три тысячи оригинальных, подлинных, начиная с XYIII века, памятников истории и искусства. К настоящему времени фондовое собрание разделено на коллекции (живописные работы, письменные источники, редкие книги, фотоисточники, стекло, керамика, оружие, наградные знаки, нумизматика, природоведческие коллекции). Учет экспонатов ведется по инвентарным книгам и книгам поступления, регулярны сверки наличия предметов и учетной документацией, за 1998 год проведены сверки коллекций «Оружие», «Наградные знаки».
Научные описание коллекций - традиционное направление музейной работы, за 1997/98 г.г. на 150 единиц хранения пятью научными сотрудниками составлены паспорта научного описания.
Результаты научных исследований сотрудники музея публикуют в городских изданиях: газетах «Волжские вести», «Творческая палитра», в журнале «Сызрань: вчера, сегодня, завтра».
Достижением издательской деятельности музея за последнее время стал подготовленный к выпуску комплект видовых фотографий из фондов музея, представляющих город в начале ХХ века «Сызрань на старой почтовой открытке».
В настоящее время в музее работают 5 научных сотрудников, в том числе с высшим образованием -2, неполное высшее образование по специальности имеют 3 сотрудника, студенты-заочники, все работают в музее более 1 года.
Выплата заработной платы производится регулярно, премий нет.

Наиболее яркими достижениями 1998 года коллектив считает организацию выставки «Геральдические знаки от рыцарства до наших дней»: гербовые щиты виднейших дворянских фамилий Европы и России, (после реставрации) были представлены как еще одно открытие забытой страницы нашей истории, познакомили посетителей с деятельностью представителей этого сословия, а также спецификой геральдики как исторической дисциплины.
Гербовые знаки переданы в музей в начале 1920-х годов из имения графов Орловых-Давыдовых в с. Усолье Самарской области. Время проведения выставки: с 5.11.98 по 15.02.99 г.

Исследования продолжаются.
Ко Дню города коллектив музея представил интересную экспозицию «Знаменитые люди Сызрани»: от основателя в 1683 году крепости Сызран князя Григория Афанасьевича Козловского, купцов-благотворителей и меценатов до известных современников - рабочих, поэтов, врачей, учителей, ученых.
Удачно завершился совместный проект Сызранского Краеведческого и областного Художественного музеев «Усольская коллекция графов Орловых-Давыдовых». Эта выставка объединила портреты членов семьи, фотографии, коллекции оружия, фарфора, собранные во многочисленных поездках Орловых по свету. В ходе выставки проявился огромный интерес общества к отечественной истории, истории этого дворянского рода- выдающимся ученым, государственным деятелям, военачальникам, коллекционерам. Время проведения - февраль-май 1999 года.
Здание, в котором располагается Выставочный Зал г. Сызрани, является памятником деревянного зодчества федерального значения, охраняется государством.
Made on
Tilda